Знаменитое выступление Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда когда то изменило мою жизнь. Если рассматривать само выступление и речь с точки зрения ораторского мастерства, то это прекрасный образец следования всем канонам. Именно поэтому выступление стало знаковым для многих. Джобс знал, кто он такой, о чем и кому говорит, а главное зачем. Он использовал простые слова и рассказывал три истории о себе. Ответы на вопросы «зачем?», «как?», «что?» и «кто?» позволяют сделать выступление перед любой аудиторией эффектным и эффективным.
Зачем?
Зачем я выхожу на сцену и произношу свою речь? Какая цель моего выступления и как оно изменит жизнь людей? В этом смысле Стив Джобс точно знал цель и результат своей речи перед студентами. Если у вас нет ответа на этот вопрос — вам пока рано на сцену.
От аудитории ничего не спрятать — страх, волнение и обман будут считаны на подсознательном уровне. Если надо вести людей за собой, оратор не может выглядеть жалким и беспомощным. Как настроиться на выступление? Настройщик пианино добивается гармоничного звучания, чтобы инструмент не фальшивил. То же и с выступлением: поверят слушатели вам или вы в чем то фальшивите?
Универсальный способ настройки репетиция. Запишите себя на видео, проговорите речь перед зеркалом или перед кем то из близких. Так вы и текст запомните, и на выступлении будете чувствовать себя раскованным. Если страх завладевает вами при одной только мысли о встрече с аудиторией, вы боитесь забыть текст, быть освистанным или выглядеть неестественно… (о том, как победить страх публичных выступлений, мы уже писали в одной из статей) Скажите об этом. Прямо перед выходом, просто тому, кто рядом. Ведь когда я боюсь, это увеличивает напряжение, и все силы уходят на то, чтобы скрыть свой страх, чтобы никто о нем не догадался. В момент признания факта страха — я боюсь, что меня не услышат, я волнуюсь, у меня руки трясутся — необходимость скрывать его отпадает, и степень напряжения снижается. Если же изменений нет значит то, что по настоящему страшит, не говорится.
Как?
70% информации мы получаем паравербально — из интонации, темпа, тембра, скорости речи. Одна и та же фраза, произнесенная угрожающим или соблазняющим голосом, окажет разное воздействие. Нежелательно понижать интонацию в конце фразы это вызывает скуку.
В теле есть несколько резонаторов, которые меняют звучание голоса. Например, если голос идет из низа живота, текст окрашивается особыми нотками — эротичными, властными. Львы, например, меряются своим рыком, чтобы оповестить соперников: у меня самый низкий голос, я самый крутой. Женскую аудиторию таким голосом мужчина оратор сможет убедить, а в мужской получит агрессивный протест.
Когда голос идет из груди, от сердца — ваше общение всегда будет на равных, вызывать эмоции взаимоуважения, поддержки. «Горловым» голосом объявляют остановки и приближение транспорта. Здесь нет чувств — только информация. Это четкий, громкий и металлический голос, за которым нет человека.
«Познакомьтесь» со своим голосом. Запишите его на диктофон и прослушайте запись, как… музыку. Какие чувства возникают при прослушивании? Напряжение, внимание, раздражение, страх… Это простой способ нахождения своего голоса как инструмента эмоционального воздействия на аудиторию.
Говорить громко не так хорошо, как говорить с изменениями: привлекает внимание то, что меняется. Меняйте громкость, интонации, рассказывайте анекдоты или задавайте вопросы аудитории, чтобы в выступлении чувствовалась жизнь.
Трибуна, стол в президиуме и листы с текстом — это всегда дистанция, как и постоянное нахождение на сцене. Если есть возможность, сокращайте дистанцию — выходите к слушателям. Сохраняйте контакт глаз, наблюдайте за реакцией людей и удерживайте зрительный контакт. Текст воспринимается только когда виден человек, который его говорит. Рассказывайте людям, а не стенам или потолку.
Иногда паузы, которые оратор заменяет «нуканьем», нужны для слушателя: чтобы успевать понять. И в каждой аудитории есть люди-индикаторы, которые в эту паузу дадут понять: тебя слышат, мы поняли, продолжай. Кто-то глазами, кто-то кивает головой — в зависимости от этих сигналов можно определять, сколько держать паузу.
Еще больше аспектов работы с аудиторией в статье «Искусство ораторской речи»
Что?
В построении текста выступления важно соотношение частей речи. Если надо вызвать ощущение стабильности используйте побольше существительных. Их обилие вызывает ощущение стабильности, неподвижности. Этим отличаются законы и бюрократический язык — этакая глыба, с которой можно только смириться.
Если важно затронуть чувства слушателей — разнообразные прилагательные вам в помощь. Такие тексты отличаются красотой слога, вызывают разные чувства и переживания, но могут запутать и увлечь, не дав конкретной информации.
К действию призывают глаголы. Самая известная эффектная речь состоит из трех глаголов: «Пришел! Увидел! Победил!». Никаких рас суждений — все коротко и ясно.
Кто?
Первое, что вспомнит слушатель о любом выступлении человека. Того, кто говорил. Поэтому важно держать в голове ответ на вопросы кто я как личность и какова моя позиция в этом вопросе? Многие великие ораторы были косноязычными – кто-то картавил, другой заикался, третий постоянно вставлял «эээ» и «мээ». Однако после их выступлений оставалось ощущение цельности. Аудитории важнее живой человек, чем правильно говорящий.
Если я сам не верю в свои слова, то каким бы ни был великолепным текст, дорогим костюм и хорошей дикция, но поза, положение рук и поведение на сцене выдадут всю правду. Текст может быть лингвистически выверен и богат на смешные истории, но не произведет впечатления, если в ответе на вопрос «кто?» аудитория будет думать: этот человек мне неприятен. Если я выхожу призывать к действиям, а сам этих действий боюсь — это будет заметно. Зачем обманывать, если можно так и сказать: я там еще не был, дорогу не знаю, но уверен что туда нужно идти, а тропинки найдем по ходу. Это честнее, чем говорить «я все знаю, идемте за мной, там много вкусного».
Мастер своего дела — это тот, кто из бревен разного размера и качества гарантировано сделает Буратино. Но не больше. А тот, кто при этом передает эмоции и переживания — тот творит искусство.
Автор: Константин Раловец (бизнес-тренер)
http://constructorus.ru/uspex/kak-nastroitsya-na-vystuplenie-i-stat-svoim-dlya-auditorii.html