Слово "франчайзинг" известно со средних веков. Оксфордский словарь английского языка так раскрывает смысл слова franchising: это пожалованные епископатам королевской короной в 1559 года права и свободы. Там же объясняется, что кроме этого, в Британии король предоставлял баронам право собирать на определённых территориях налоги в обмен на различные услуги. Например, такой услугой являлась обязанность поставлять солдат для армии. Там же находим, что свободным людям и гражданам городов разрешено было продавать свои товары на особо оговорённых территориях города. Обычно это были рынки и ярмарки. Места для такой торговли назывались franchises (франчайзы).

Французский язык также имеет сходное по звучанию слово, описывающее подобные отношения.

Элементы прав или привилегий, позволяющие эксплуатировать особо пожалованное положение на определённой территории за плату, формировали основу франчайзинга в течение нескольких веков.

Однако, это были лишь первоосновы. Эти отношения только отдалённо походили на современный франчайзинг. Потребовалось около 200 лет, чтобы придти к современной форме франчайзинга.

Несмотря на то, что нам франчайзинг довольно близок и привычен, следует признать, что этот удобный способ ведения бизнеса один из самых "молодых". Нет никаких свидетельств, что схему франчайзинга применяли в каком либо народе 500, 1000 или 3000 лет назад. Не смотря на отсутствие исторических доказательств применения франчайзинга древними цивилизациями, всё же представляется возможным, что развитые торговые цивилизации прошлого могли продавать друг другу оружие, ткани, предметы роскоши, пушнину, одежду и прочее через примитивные сети франчайзи. Однако, это лишь предположения. Давайте рассмотрим исторически подтверждённую хронологию возникновения и развития франчайзинга. Это не только увлекательно, но и позволяет понять само явление.

Франчайзинг в наиболее типичной форме проявился в британской системе "связанных домов". Эта система сформировалась к 1840 году и обеспечивала нужный объём продаж. Власти в те времена предоставляли право торговли спиртными напитками только владельцам постоялых дворов по специальному дозволению. У большинства владельцев не хватало средств не только на оплату получения этой привилегии, но и для элементарного приведения в порядок своих постоялых дворов. Тогда пивовары стали предоставлять таким владельцам займы или сдавали им в аренду своё имущество для организации торговли пивом и другими спиртными напитками. В выигрыше оставались все - и владельцы постоялых дворов, и пивовары. Первые получали возможность торговать спиртным и привлекать постояльцев, вторые - получали рынок сбыта своего пива и других спиртных напитков.

Система "связанных домов" оказалась таким эффективным коммерческим механизмом, что существует в Англии до сих пор.

К этому же времени в Америке, независимо от Европы, появился свой прообраз франчайзинга. В 1851 год Исаак Зингер (Isaak Singer), имевший свою компанию по производству швейных машин (Singer Sewing Machine Company), развернул серийное производство. Оно позволяло его компании торговать по очень конкурентным ценам. Однако у компании возникла сложность. В одном месте оказалось экономически невыгодным организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей. Тогда компанией была разработана система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определённой территории.

Идею передавать право на обслуживание определённой категории потребителей заметили и признали успешной. Она была так удачна, что её стали использовать и в других отраслях народного хозяйства. Так к 1880 году некоторые города стали предоставлять франшизы уличным перевозчикам, а также франшизы на эксплуатацию канализационной системы и использование воды, газа и позднее электричества. Это была не просто система распределения подрядов, а именно франчайзинг в современном его понимании.

В 1890-1900 годах американские нефтеперерабатывающие и автомобильные компании развивают дистрибьюторскую сеть, предоставляя права на торговлю продукцией конкретного производителя.

Пионером этой деятельности стала "Дженерал моторс", крупнейшая автомобильная компания того времени. Обязательным условием предоставления права продажи своих автомобилей GM выдвигала отказ от реализации её партнёрами машин других производителей. Они также были обязаны вложить в дело собственный капитал, как гарантию высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа GM. Сейчас их система насчитывает более 10 тысяч дилеров по всей территории США.

От "серьёзных" производителей не отставали и "не серьёзные". Компании Coca-Cola и PepsiCo, производители безалкогольных напитков, организовали централизованное производство концентрированного сиропа для изготовления их газированных напитков. Они продавали сиропы заводам по розливу, управляемым собственниками этих заводов, которые одновременно являлись и управляющими местных розничных продаж.

В 20-х годах ХХ века идея франчайзинга как формы ведения бизнеса окончательно сместилась в сторону отношений: оптовик – розничный продавец. Оптовый продавец предоставлял своим клиентам, мелким фирмам, многочисленные скидки, а также разрешал использовать торговую марку своей фирмы, сохраняя при этом свою полную независимость.

В Великобритании и Европе по такой системе работала "Сеть свободных бакалейщиков" DE SPAR была основана в Голландии в 1932 году. Сегодня она известна просто как SPAR.

Основной смысл, который несёт франчайзинг – помощь независимому продавцу конкурировать с розничными сетями, сохраняя автономию малого бизнеса. Этому способствует всё: от использования известной торговой марки, до уровня закупочных цен как у крупных сетей.

С 1930 года в США после кризиса в экономике нефтеперерабатывающие компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчайзи, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и, соответственно, увеличилась прибыль.

Рассмотренные нами примеры первых франшиз, были по своей сути действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины, продавать произведённые лимонады или торговать бензином.

На смену этому, первому этапу, пришёл следующий. Его основным признаком стала не дистрибуция, а продажа бизнес-системы, устанавливающей правила ведения деятельности.

После второй мировой войны в Америке увеличилась рождаемость. Это было обусловлено тем, что  военнослужащие вернулись с войны домой. Возросла потребность не только в товарах, но и в услугах. Франчайзинг и здесь оказался идеальной моделью бизнеса. С его помощью быстро развивались гостинично-туристический сектор и индустрия общественного питания.

В 1948 году перед основателями фирмы по продаже мороженого "Баскин Роббинс" американцами Ирвином и Бартоном Роббинсами встала серьезная проблема. Она заключалась в том, что все их восемь магазинов постоянно требовали их личного присутствия и неусыпного внимания. Владельцы на личном опыте убедились, что нанятый управляющий никогда не будет относиться к делу так, как относится сам хозяин. Тогда их осенила идея продать магазины управляющим? Всё просто: "Баскин Роббинс" будет поставлять в магазины мороженое, а управляющие (ставшие владельцами) сами позаботятся о доходе. Идея была одновременно и гениальна, и успешна. Сейчас фирма "Баскин Роббинс" занимает третье место в мире по размерам франчайзинговой сети. Став владельцем собственного кафе под торговой маркой "Баскин Роббинс", франчайзи получает 100% дохода от его деятельности. Единственное требование – вести бизнес по единым правилам фирмы, принятым по всему миру.

2 марта 1955 Рэй Крок (Ray Kroc) основал собственную фирму. Запись в Коммерческом Регистре гласила: McDonald`s System, Inc. Задолго до этого события, в 1945 г., он, будучи коммивояжером, продающим молочные миксеры, зашел в ресторан в San Bernardino на Западе США управляемый братьями МакДональдами. Вместо того чтобы, как обычно после переговоров, двинуться дальше, он остался и наблюдал за рестораном целый день, от клиентов буквально не было отбоя. Успех ресторана не давал ему покоя. Через несколько недель после своего посещения San Bernardino он обратился к владельцам и вскоре получил лицензию на право открытия такого же ресторана, а затем и сам стал торговать этой системой организации ресторанного бизнеса. Сегодня сеть ресторанов быстрого обслуживания McDonald's известна и узнаваема во всём мире.

На рубеже 60–70-х годов ХХ века бизнес франчайзеров успешно развивается. Правда это время громких скандалов, которые на некоторое время скомпрометировали саму идею франчайзинга. Причина закономерна. Раз идея оказалась успешной, то должны появиться её подделки. Появилось множество мошенников, людей создающих "франчайзинговые" компании с целью собрать деньги и исчезнуть. Была и другая причина скандалов: появление нежизнеспособных фирм, которые быстро разорялись и разоряли массу дочерних фирм.

Для обеспечения справедливых франчайзинговых взаимоотношений в 1960 году была создана Международная Ассоциация Франчайзинга, а в 1972 году - Европейская Ассоциация Франчайзинга. Во многих странах появились свои национальные франчайзинговые ассоциации.

По статистике, сегодня франшизы используются более чем в 75 отраслях мирового хозяйства.

Выручка от продаж по всем типам франшиз в розничной торговле, производстве, оптовой торговле и сфере услуг в 1972 году составляет $144 млрд. В 1988 году уже $640 млрд. Франчайзинг охватывает 34% всего объёма продаж розничной торговли. В 1997 году в Америке доля франчайзинговых компаний превышает 40% общего объёма торговли американского рынка. Объём розничных продаж предприятий, действующих на основе франчайзинга в США, составил более $1 триллиона. В Европе результаты скромнее – от 5% до 30%. В настоящее время франчайзинг развивается стабильно и поступательно.

www.syktyvkar.ws