Филин В. Чем опасна современная архитектура.
Научно доказано, что 80 процентов информации мы воспринимаем через зрение. Большую часть своей истории человечество провело в окружении естественной природной среды, которая и сформировала нашу систему зрительного восприятия.
Однако в связи с мировой урбанизацией, постигшей человечество во второй половине XX века, среда обитания ухудшилась, ухудшились и условия зрительного восприятия окружающей среды. На этой почве появилась в последние годы минувшего века новая наука — видеоэкология. Родоначальником этого направления в России стал доктор биологических наук, директор московского центра "Видеоэкология" Василий Филин. С ним беседует корреспондент Е. Бойко.
Василий Антонович, откуда такое необычное название — видеоэкология?
Видеоэкология рассматривает окружающую визуальную среду как экологический фактор. Современная визуальная среда в местах обитания человека все сильнее отличается от природной, вступая в противоречие с законами зрительного восприятия человека.
В связи с урбанизацией проблема видеоэкологии приобретает массовый характер. Быстрый рост городов, применение новых строительных материалов, отказ от "архитектурных излишеств" в пользу рационализма привели к изменению визуальной среды города Современные жители мегаполисов живут в искусственной среде. Нынешний горожанин смотрит на объекты, требующие пристального внимания Возрастающая нагрузка на зрение опасна для физиологических возможностей человека, следствие — серьезное ухудшение зрения.
Как определить, какая видимая среда вредна для зрения?
Если сравнивать современную архитектуру со старинной, бесспорно, пальма первенства принадлежит последней Здания старых мастеров доставляют человеку эстетическое наслаждение. Они также приносят определенную пользу для глаз благодаря острым углам, кривым линиям, обилию декоративных элементов, богатой цветовой гамме...
Иная ситуация в современном градостроительстве — огромные плоскости темно-серого цвета, прямые линии и углы, искусственные строительные материалы... Все это отрицательно сказывается не только на зрении и психике человека, но и уродует облик города. Тотальная урбанизация все больше отторгает человека от привычной природной среды обитания.
По данным Всемирной организации здравоохранения, процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний. Немаловажное значение в этом играет визуальная среда: среди многочисленных раздражителей городской среды больше всего визуальных. Все это приводит к возникновению патологических состояний: отрицательным, дискомфортным ощущениям физиологического и психического характера, стрессам.
Что вы подразумеваете под неблагоприятной для зрения средой?
Неблагоприятную визуальную среду можно разделить на гомогенную и агрессивную.
Характерные особенности гомогенной среды — голые стены из бетона и стекла, глухие заборы, переходы и асфальтированные покрытия. Современное строительство создает здания с гомогенными полями. Голые торцы зданий, стены, где глазу не за что "зацепиться". Крупнопанельное строительство приобрело массовый характер и является определяющим фактором в формировании облика наших городов. Благодаря этому, безусловно, решается проблема жилья, но проблема визуальной среды становится серьезней и актуальнее.
Типичный пример гомогенной среды в строительстве — модное и широко используемое сегодня стекло. Огромное здание, полностью выполненное из стекла, негативно воздействует на зрение. Человек, приближаясь к нему, оказывается в окружении гомогенных полей, фиксации взгляда на какой-либо детали не происходит. Само по себе стекло может использоваться в строительстве в качестве декоративного элемента. Но увлечение большими стеклянными плоскостями облику города вредит.
Распространяется ли использование гомогенных полей в реконструкции старинных зданий?
Плохо, что подобные тенденции получают распространение и при реконструкции старых зданий — в них устанавливают безлико-однородные пластиковые окна и гладкие, без единого украшения, двери. Подобное вмешательство ухудшает не только архитектурный стиль здания, но и визуальную среду города.
А как вы оцениваете в этом отношении малые архитектурные формы?
Киоски, ларьки, торговые палатки обычно облицованы плоскими металлическими листами. Так проще, не нужно ломать голову. А между тем мы каждый день покупаем продукты в подобных ларьках, и они зрительно оказывают на нас свое негативное воздействие. Те же прямые линии и углы, что в большой архитектуре.
Другой тип негативной визуальной среды — агрессивная среда. Она характеризуется большим количеством одинаковых элементов. В агрессивной среде человек одновременно видит много одинаковых деталей и не может зафиксировать взгляд на какой-то одной из них. Типичные примеры агрессивной визуальной среды — "тельняшка", ткань в горошек, "прожектор". Последний — "прожектор", представляющий собой концентрические окружности, обладает наибольшей агрессивностью. На втором месте "тельняшка" (большое число черных линий). Любопытно, что черные горошины на белом фоне менее "агрессивны", чем белые на черном. Эксперименты с этими средами показали, что в зависимости от плотности точек изменяется характер движений глаз.
Долго смотреть на подобные агрессивные поля невозможно: начинает кружиться голова, "рябит в глазах". Это доказывает, что агрессивное визуальное поле действует на человеческое восприятие сильнее, чем гомогенное. Агрессивное поле является мощным зрительным раздражителем и не должно находиться в визуальной среде обитания человека, так как приводит к большой нагрузке на нервную систему
Но ведь то, о чем вы говорите, сплошь и рядом встречается в современной архитектуре. Как туда проникает агрессивная визуальная среда?
Говорят, что архитектура является отражением времени, которое ее породило. Тоталитаризм, прямолинейность, отсутствие изыска выразилось в архитектуре советского времени. Масштаб, гигантизм, огромные статуи на огромных пьедесталах — это и есть сталинский неоклассицизм. Далеко не все новостройки привлекательны для взора.
Архитекторы постоянно ищут новые решения, пытаются сказать "новое слово" в строительстве. В результате агрессивные поля проглядывают то в прямоугольных плоскостях, то в однообразных силуэтах. Увы, невыразительность стала одной из основных тенденций современной архитектуры.
Глаз человека не любит завершения зданий прямой горизонтальной линией, так как на такой пинии ему не за что "зацепиться". Плоская крыша резко отделяет небо от здания. Такая застройка "спорит с небом", нарушает зрительное восприятие и ухудшает облик города.
Наши предки не зря строили терема и дворцы с нерегулярными контурами, состоящими из множества башенок и шпилей, создающих удивительный эффект: здание словно растворяется в воздухе. Конечно, появлению в градостроительстве агрессивной визуальной среды есть объяснения. Одно из них — простая технология ее создания. Легко строить из одинаковых элементов, одинаковых плит или кирпича.
В последнее время в строительстве снова стали популярны различные виды кирпичной кладки. Кирпичная кладка с потайным швом в значительной мере повышает агрессивность стены, хоть и делает каждый отдельный кирпич более выразительным. Кирпичная кладка с выступающим углом также делает агрессивным видимое поле. Везде, где много одинаковых элементов, портится визуальная среда.
Сейчас и в домашних интерьерах модно оклеивать стены обоями "под кирпич", выкладывать пол такой же "кирпичной" плиткой. В подобном интерьере чувствуешь себя, как в "кирпичной клетке"...
Надо понимать, что агрессивное поле воздействует негативно, независимо от его расположения. Горожане встречаются с такой раздражающей визуальной средой постоянно: многоэтажные здания с большим количеством одинаковых чередующихся окон, навесные вертикальные русты, облицовочная кафельная плитка, двери, обитые вагонкой, а также всевозможные решетки, сетки, перегородки, гофрированный алюминий телефонных будок, дырчатые плиты, шифер... В городских условиях нередко одно агрессивное поле накладывается на другое, например, стена с навесными рустами за металлической решеткой. Смотреть на такое поле физически невыносимо!
Для того чтобы не быть голословными, назовите здания в Москве, которые являются наиболее агрессивными для глаз.
В качестве примера можно привести здание Совета Федерации на Большой Дмитровке. Большое количество одинаковых рустов создает агрессивное визуальное поле по типу "тельняшки".
Агрессивными бывают не только здания, но и целые улицы. Например, Новый Арбат, который москвичи справедливо прозвали "вставной челюстью" города. Гигантские "дома-книжки", с одной стороны, и башни с гребенками балконов, с другой, создают ощущение гигантского бетонного тоннеля, оканчивающегося опять-таки "домом-книгой".
Существуют и агрессивные площади. Октябрьская площадь, к примеру, представляет собой агрессивное "разорванное" пространство, подавляющее человека. Безликие дома с гладкими плоскостями и серый цвет действуют угнетающе на человека. Здесь нет ни единой детали для того, чтобы глаз мог "отдохнуть", хотя площадь расположена в историческом центре столицы, рядом есть красивейшие объекты: храм Ивана Воина и Посольство Франции на улице Большая Якиманка.
Полная противоположность Октябрьской — Красная площадь. Она образует единое замкнутое пространство, в котором все здания находятся в гармонии друг с другом: храм Василия Блаженного, ГУМ, Исторический музей. Сложные силуэты этих зданий вносят большое разнообразие в визуальную среду города. Башни, шпили, арочные окна, небольшие плоскости, разнообразие структурных элементов создают благоприятную визуальную среду, в которой достаточно деталей для фиксации взора.
А какое воздействие агрессивных полей вреднее для организма: статическое или когда они воспринимаются в процессе движения?
Агрессивные поля в динамике действуют сильнее, чем в статике. Это связано с тем, что все рецепторы (фоторецепторы глаза, тактильные или слуховые рецепторы) более активно реагируют на динамические процессы. Больше всего страдают водители автомобилей, они получают дополнительную нагрузку на зрение, когда смотрят на мелькающие объекты. Люди, в поле зрения которых находятся перемещающиеся объекты, более других подвержены сильным стрессам.
Вы упомянули о том, что гомогенные и агрессивные среды проникают и в домашние интерьеры. Как в этом отношении можно расценить очень модные сегодня белые стены евроремонта?
Если вы действительно хотите иметь дома белые стены без рисунка, снабдите их достаточным количеством декоративных элементов, на которых глаз сможет отдохнуть. Зеленые растения, цветы, картины, сувениры — все это поможет глазам работать в естественном режиме.
Шкафы с гладкой поверхностью, полированная мебель, стеклянные столики, добавьте к этому невыразительную, бедную цветовую гамму — вот вам и ухудшение визуальной среды жилища.
Очень часто гомогенное поле можно встретить в интерьерах общественных зданий и производственных предприятий. Давно известно, что работать в операционных, облицованных белым кафелем, утомительно. Стены, мебель и спецодежда не должны быть одинакового цвета. Очень важно подходить с учетом зрительного восприятия к оформлению детских учреждений Школы, детские сады, ясли должны иметь достаточное количество зрительных элементов, тогда ребенку будет легко там находиться.
Вредны для глаз и жалюзи. Это один из сильнейших раздражителей визуальной среды. Высокая контрастность линий на светлом фоне окон и большое их число создают агрессивное поле, которое видно4 и изнутри жилища, и с улицы.
Негативно действуют на визуальную среду и подвесные потолки. Мало того, что они "съедают" часть пространства помещения, они создают агрессивное визуальное поле.
После всего сказанного закрадывается сомнение: а возможно ли в реальной жизни создать визуально комфортное пространство?
Возможно. Просто за подсказкой нужно обратиться к природе. Именно так поступали древние греки: они заимствовали очень много природных форм, и поэтому их архитектура по сей день остается самой красивой.
После всего сказанного читателя наверняка заинтересовал вопрос: как ваш центр "Видеоэкология" помогает на практике решать проблемы агрессивных и гомогенных полей в строительстве?
Наш центр разрабатывает концепцию, свод правил и принципов видеоэкологии. Мы видим необходимость в создании видеоэкологической экспертизы, которую должен пройти каждый новый проект реконструкции или строительства зданий как в Москве, так и в других городах.
Мы хотим, чтобы проблемы видеоэкологии решались на государственном уровне.