Верховная Рада Украины. Жилищный кодекс Украины : Проект // Голос Украины . . 7 апреля 2001 (№ 63) . С. 3-10

Жилищный кодекс Украины, разработанный в соответствии с Конституцией Украины и Концепцией государственной жилищной политики, регулирует правоотношения физических и юридических лиц в жилищной сфере.
Этот Кодекс предусматривает создание государством условий для реализации права граждан Украины на жилье, улучшение содержания и сохранения жилого фонда, расширение жилищного Строительства.

РАЗДЕЛ І
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Право граждан Украины на жилье.
1. В: соответствии с Конституцией Украины граждане Украины имеют право на жилье.
Под жильем в этом Кодексе подразумевается одноквартирный дом, квартира или их, часть, комната в общежитии, предназначенные для проживания одинокого лица или семей.
2. Государство гарантирует право на жилье путем:
1) обеспечения государством и органами местного самоуправления безвозмездно или за доступную плату (в пределах установленной нормы) жильем граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и социальной защите, а также иных категорий граждан, определенных законодательством.
Социальный уровень – это размер среднемесячного совокупного дохода семьи в расчете на каждого члена семьи. Социальный уровень устанавливается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины и ежегодно пересматривается;
2) предоставления льготных кредитов для строительства или Приобретения собственного жилья гражданам, которые состоят на учете для улучшения жилищных условий;
3) стимулирования строительства, реконструкции и содержания жилья путем предоставления налоговых льгот застройщикам и подрядчикам, а также использования других экономических рычагов.
3. Органы государственной власти, органы местного самоуправления создают условия при которых каждый гражданин будет иметь возможность пользоваться жильем на условиях договора найма или аренды, построить или приобрести жилье.
Граждан, которые нуждаются в социальной защите, эти органы обеспечивают жильем безвозмездно или за доступную для них плату.
4. Граждане имеют право на получение в пользование в установленном порядке жилого помещения.
Жилые помещения предоставляются гражданам в срочное и бессрочное пользования. Никто не может быть выселенным из жилого помещения, которое он занимает, или ограниченным в праве пользования жилыми помещениями иначе как на основании и в порядке, предусмотренном законом, по решению суда.
Жилищные права граждан охраняются законом.
Статья 2. Участие граждан, объединений (товариществ) собственников одноквартирных жилых домов, совладельцев и застройщиков многоквартирных жилых домов и профсоюзов в строительстве, использовании и обеспечении сохранности жилищного фонда
1. Граждане, объединения (товарищества) собственников одноквартирных жилых домов, совладельцев и застройщиков многоквартирных жилых домов, а также профсоюзы в соответствии со своими уставами принимают участие в:
1) осуществлении мероприятий, направленных на развитие жилищного строительства, улучшение использования, содержания и сохранности жилищного фонда;
2) защите своих экономических и социальных прав и интересов, связанных с содержанием и сохранностью жилья;
3) выборе, в том числе на конкурсной основе, предприятий и организаций для строительства, обслуживания и ремонта жилья;
4) осуществлении Контроля за целевыми расходами на содержание домов и придомовых территорий и на жилищно-коммунальные услуги;
5) выполнении работ по благоустройству и озеленению придомовых территорий.
2. На государственных и коммунальных предприятиях, в учреждениях и организациях администрация вместе с профсоюзным комитетом или другим органом, уполномоченным на это трудовым коллективом, в соответствии с коллективным договором определяет размер средств, которые будут направлены на строительство, реконструкцию и содержание жилья, осуществляет учет работников, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, и осуществляет распределение построенного жилья;
Статья 3. Жилищное законодательство Украины
1. Жилищное законодательство состоит из этого Кодекса, а также других актов Законодательства, которые регулируют правоотношения в жилищной сфере;
2. Законы и другие нормативно-правовые акты, которые регулируют правоотношения в жилищной сфере, должны соответствовать нормам этого Кодекса. Если нормативно-правовые акты противоречат Жилищному кодексу Украины, применяются нормы этого Кодекса.
3. Земельное и градостроительное законодательство, законодательство об охране культурного наследия применяется для урегулирования правоотношений в жилищной сфере, если эти отношения не урегулированы жилищным законодательством.
Статьи 4. Отношения которые регулируются жилищным законодательством
1. Жилищное законодательство регулирует отношения между органами, уполномоченными государством, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами в области:
1) возникновения, осуществления и прекращения права собственности на жилые дома, квартиры, а также комнаты в квартирах, их частях;
2) учета граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий;
3) реализации прав собственников жилья и пользователей жильем и определения их обязанностей;
4) обеспечения сохранности, обслуживания и ремонта жилищного фонда;
5) оплаты жилищно-коммунальных услуг;
6) осуществления местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления вместе с профсоюзами, другими общественными объединениями надзора и контроля за обеспечением реализации права граждан Украины на жилье, соблюдением Правил пользования помещениями жилых домов и придомовыми территориями и их содержания;
7) обмена и бронирования жилья.
2. Отношения, связанные с отведением земельных участков для жилищного строительства, строительством и реконструкцией жилых домов, предоставлением кредитов и субсидий, регулируются соответствующим законодательством с учетом норм этого Кодекса.
Статья 5. Жилищный фонд Украины
Жилищный фонд Украины — это совокупность всех видов жилья частной, государственной, коммунальной и коллективной собственности;
Статья 6. Состав жилищного фонда Украины
1. К жилищному фонду Украины принадлежат:
1) жилые дома — дома, которые предназначены для проживания людей и имеют одну или несколько квартир и необходимые вспомогательные помещения;
2) квартиры — части жилых домов, •которые предназначены для проживания одиноких лиц, одной или нескольких семей, с благоустроенными жилыми комнатами, подсобными помещениями и отдельным выходом на .лестничную клетку, галерею, в коридор или на улицу;
3) часть квартиры (одноквартирного дома) — жилая комната (комнаты) в квартире (одноквартирном доме), пригодной для постоянного проживания одинокого лица или семьи, а также подсобные помещения квартиры (одноквартирного дома).
2. Не принадлежат к жилищному фонду Украины нежилые помещения в жилых домах — части дома с отдельными входами, предназначенные для торговых и бытовых потребностей, прочей не запрещенной законом деятельности и эксплуатации дома.
3. Жилую площадь квартиры составляет площадь ее жилых комнат (комнаты).
4. Общую площадь квартиры составляет площадь жилых комнат (комнаты) и подсобных помещений квартиры с учетом площади лоджий, балконов и террас по таким коэффициентам: для лоджий — 0,5, для балконов и террас — 0,3.
5. Вспомогательные помещения жилого дома помещения жилого дома, которые предназначены для обеспечения эксплуатации и содержания дома, а также бытового обслуживания населения по месту жительства (вестибюль, лестничная клетка, переходной шлюз, межквартирный коридор, колясочная, кладовая, подвалы, чердаки и тому подобное).
6. Подсобные помещения — это помещения кухни, ванной комнаты или душевой, санузла, квартирного коридора или прихожей, встроенных в квартире кладовых или шкафов.
Статья 7. Виды и категории жилищного фонда
1. По форме собственности жилищный фонд Украины разделяется на:
1) частный жилищный фонд.
Субъектами права частной собственности на жилье являются граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые на законных основаниях получили на него право собственности;
2) жилищный фонд коллективной собственности.
Субъектами права на жилье коллективной собственности являются трудовые коллективы государственных предприятии, коллективы арендаторов, коллективные предприятия, кооперативы, хозяйственные товарищества, объединения граждан, религиозные и прочие организации, являющиеся юридическими лицами;
3) государственный жилищный фонд, который состоит из жилищного фонда, принадлежащего государственным предприятиям, учреждениям и организациям на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления.
Субъектом права собственности на государственный жилищный фонд является государство;
4) коммунальный жилищный фонд — это фонд, который принадлежит на правах собственности территориальным общинам сел, поселков, городов, районов в городах.
Субъектом права собственности на коммунальный жилищный фонд являются территориальные общины.
2. Право собственности на жилье в Украине охраняется законом.
3. По назначению жилищный фонд разделяется на такие категории:
1) жилищный фонд социального назначения — это жилье, предназначенное для проживания на условиях аренды граждан, нуждающихся в социальной защите, и может быть размещено в жилых домах независимо от форм собственности на них;
2) жилищный фонд специального назначения — это жилье, которое предоставляется в пользование работникам предприятий, учреждений и организаций и тем гражданам, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него (служебное жилье); рабочим, служащим, студентам, ученикам, а также другим гражданам на соответствующий срок (общежития); инвалидам, ветеранам, одиноким гражданам преклонного возраста (дома-интернаты). К фонду специального назначения принадлежит также жилье для временного проживания переселенных граждан (маневренный жилищный фонд) и жилье для беженцев, беспризорных и вынужденных переселенцев(отели-приюты);
3) жилищный фонд общего назначения — это совокупность жилья всех форм собственности, предназначенного для проживания граждан, за исключением жилищных фондов социального и специального назначения.
Статья 8. Государственная регистрация права собственности на жилье
Государственная регистрация права собственности и права пользования жильем осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Статья 9. Исключение жилья из состава жилищного фонда
1. Исключение жилых домов из состава жилищного фонда Украины осуществляется на основании решения собственника дома, приватизированных или выкупленных одноквартирных домов, квартир (их частей) — по решению органа местного самоуправления на основании заявления всех совершеннолетних совладельцев и согласия органа опеки, если совладельцами жилых помещений являются несовершеннолетние лица, в случае:
1) признания жилья в установленном порядке непригодным для проживания;
2) сноса домов ввиду общественной необходимости;
3) осуществления не запрещенной законом деятельности их собственником или Совладельцами, Исключение жилья из состава жилищного фонда не лишает Собственников или совладельцев права собственности на него.
2. Порядок обследования жилых домов, квартир (их частей) с целью признания непригодными для проживания, а также дальнейшего их использования или сноса устанавливается Кабинетом Министров Украины.
3. Инициировать исключение жилья из состава жилищного фонда может собственник жилья, местные органы исполнительной власти и местного самоуправления.
Статья 10. Компетенция Верховной Рады Украины
Верховная Рада Украины:
1) определяет категории граждан и социальный уровень, при котором обеспечение их жильем осуществляется за счет государственного или местного бюджета;
2) устанавливает льготы для отдельных категорий граждан по кредитованию строительства или приобретения жилья, оплаты жилищно-коммунальных услуг за счет государственного или местного бюджета.
Статья 11. Компетенция Кабинета Министров Украины
Кабинет Министров Украины обеспечивает осуществление определенной Верховной Радой Украины жилищной политики, в частности:
1) устанавливает единый порядок государственной регистрации права собственности и других имущественных прав на жилье;
2) утверждает по согласованию с Федерацией профсоюзов Украины Правила учета Я предоставления жилья гражданам, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
3) ежегодно при формировании государственного бюджета предусматривает средства на строительство жилья для граждан, которые обеспечиваются им за счет государства;
4) определяет порядок предоставления льгот юридическим и физическим лицам, которые принимают участие в строительстве и содержании жилищного фонда;
3) устанавливает порядок осуществления государственного надзора и контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда;
6) предусматривает в проекте государственного бюджета объем льготных кредитов для строительства или приобретения собственного жилья, а также размер субсидий и льгот населению для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и определяет порядок распределения этих сумм;
7) утверждает Правила пользования помещениями жилых домов и придомовыми территориями и их содержания и другие нормативные документы, предусмотренные этим Кодексом;
8) устанавливает порядок определения минимальной нормы обеспечения общей площадью жилья для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Статья 12. Компетенция местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления
Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют непосредственную реализацию на местах определенной Верховной Радой Украины жилищной политики, в частности:
1) оказывают содействие развитию жилищного строительства за счет всех источников финансирования, обеспечивают комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства соответствующих регионов и развитие рынка жилищно-коммунальных услуг;
2) осуществляют управление жилищным фондом, находящимся в коммунальной собственности, организовывают его надлежащее обслуживание и ремонт, приведение в порядок и содержание придомовых территорий;
3) контролируют использование жилья по назначению и принимают меры по обеспечению сохранности жилищного фонда независимо от формы собственности;
4) осуществляют контроль за деятельностью предприятий по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, а также предприятий, которые предоставляют жилищно-коммунальные услуги;
5) принимают решение (по представлению собственников жилья) об изменении порядка использования жилья, проведении его реконструкции и сноса непригодных для проживания жилых домов;
6) ведут учет граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, принимают решение о предоставлении этим гражданам жилья из коммунального жилищного фонда в порядке и на основаниях, определенных законодательством;
7) выдают в соответствии с законодательством охранные свидетельства (броню) на жилье;
8) оказывают из местного бюджета целевую помощь гражданам на строительство или приобретение и содержание ими жилья;
9) оказывают содействие созданию объединений (товариществ) собственников одноквартирных жилых домов и совладельцев и застройщиков многоквартирных жилых домов, регистрируют уставы объединений (товариществ) собственников одноквартирных жилых домов и совладельцев и застройщиков многоквартирных жилых домов;
10) определяют в местных бюджетах суммы расходов на предоставление льготных кредитов для строительства или приобретения собственного жилья гражданам, а также размер субсидий и льгот населению для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг;
11) отводят в соответствии с планами градостроительства и земельного законодательства земельные участки для строительства жилья;
12) определяют и закрепляют границы придомовых территорий и регистрируют документы на право пользования земельными участками или право собственности на них;
13) Оказывают содействие приватизации государственного жилищного фонда и передачи собственного жилья граждан в государственную и коммунальную собственность;
14) устанавливают по согласованию с региональными профсоюзами цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги, возмещают суммы начисления субсидий на Оплату жилищно-коммунальных услуг;
15) организовывают в установленном порядке продажу квартир, находящихся в коммунальной собственности, в новопостроенных И реконструированных домах;
16) осуществляют приобретение жилья для увеличения жилищного фонда социального назначения;
17) осуществляют исключение из жилищного фонда домов, квартир и их частей.
РАЗДЕЛ ІІ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ГРАЖДАН УКРАИНЫ НА ЖИЛЬЕ
Глава 1. Порядок реализации прав граждан Украины на жилье

Статья 13. Реализация прав граждан Украины на жилье
1. Граждане Украины независимо от наличия у них жилья имеют право свободно, на выбор, в соответствии со своими потребностями и возможностями построить, приобрести в собственность жилье или получить его внаем, аренду в порядке, предусмотренном этим Кодексом и другими актами законодательства.
2. Граждане Украины, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и социальной защиты, имеют право на получение внаем или аренду жилья в фонде социального назначения по норме, установленной статьей 19, в порядке, предусмотренном этим Кодексом.
3. Граждане Украины, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, имеют право:
1) на получение льготного Кредита для строительства или приобретения собственного жилья;
2) на первоочередное приобретение в собственность жилья в государственном и коммунальном жилищном фонде общего назначения или первоочередное вступление в объединение застройщиков многоквартирных жилых домов.
Статья 14. Возрастной ценз на приобретение в собственность и получение жилья внаем, аренду
Граждане Украины самостоятельно, реализуют право на приобретение в Собственность и получение жилья внаем или аренду после достижения восемнадцатилетнего возраста, а вступившие в брак или работающие до достижения восемнадцатилетнего возраста, — со времени бракосочетания или устройства на работу. Прочие несовершеннолетние реализуют право на приобретение в собственность и получение жилья внаем или аренду по согласию отцов или опекунов.
Статья 15. Основания для признания граждан Украины нуждающимися в улучшении жилищных условий
Нуждающимися в улучшении жилищных условий считаются граждане Украины, которые:
1) обеспечены жилой площадью ниже нормы, определяющейся в порядке, установленном Кабинетам Министров Украины по согласованию с Федерацией профсоюзов Украины;
2) болеют некоторыми хроническими заболеваниями в тяжелой форме, в связи с чем не могут проживать в одной комнате с членами своей семьи. Перечень таких заболеваний утверждается центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения;
3) проживают в общежитии или нанимают (арендуют) жилье в частном секторе;
4) проживают в служебном жилье более 5 лет;
5) проживают в ветхом и непригодном для этого жилье и в квартире, которые не соответствуют установленным санитарным и техническим требованиям;
6) проживают в одной комнате по две и больше семей (независимо от родственных связей), а также лица различного пола старше девяти лет (кроме супругов);
7) признанные таковыми на прочих основаниях, предусмотренных законодательством.
Статья 16. Учет граждан Украины, нуждающихся в улучшении жилищных условий
1. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется по месту их постоянного проживания в местном органе исполнительной власти или местного самоуправления.
На учет берутся граждане, которые:
1) нуждаются в социальной защите для предоставления им жилья безвозмездно или за доступную для них плату.
Граждане, нуждающиеся в социальной защите, — это граждане, среднемесячный совокупный доход семьи которых, в расчете на каждого члена семьи, равен или ниже социального уровня, установленного Верховной Радой Украины.
2) нуждающиеся в улучшении жилищных условий и частично могут оплатить стоимость строительства или приобретения жилья для предоставления им льготных кредитов на строительство или приобретение жилья.
Льготный кредит на строительство или приобретение жилья — это беспроцентный иди под низкий годовой процент (до 10 процентов) денежный заем государства, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, который подлежит погашению гражданином или членами его семьи в течение 30 лет с момента его получения.
Порядок предоставления льготных кредитов и их погашения устанавливается Кабинетом Министров Украины;
3) имеют средства для строительства частного жилого дома для отведения им для этого земельных участков.
2. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, по решению их органов управления.
Наравне с работающими берутся на учет граждане, которые ушли с роботы на этих предприятиях, в учреждениях и организациях в связи с выходом на пенсию или в случае заболевания, которое препятствует их дальнейшей работе.
Взятие на учет для улучшения жилищных условий может осуществляться на основаниях, предусмотренных в статье 15 этого Кодекса, или на дополнительных основаниях, которые определяются администрацией государственных, коммунальных предприятий, учреждений, организаций и профсоюзным комитетом или другим органом, уполномоченным на это трудовым коллективом.
Контроль за соблюдением норм при предоставлении жилья на этих предприятиях, в учреждениях, Организациях осуществляется местными органами исполнительной власти или местного самоуправления по месту нахождения предприятия, учреждения, организации — застройщика или инвестора.
3. В случае смерти гражданина, который состоял на учете для улучшения жилищных условий, за членами его семьи, которые состояли на учете вместе с ним, сохраняется право дальнейшего нахождения на этом учете в случае, если в семье осталась потребность в улучшении жилищных условий. Такое же право сохраняется за членами семьи гражданина, который состоял на учете и был снят с учета на основаниях, указанных в пункте 2 части 1 статьи 17 этого Кодекса, если семья нуждается в улучшении жилищных условий.
4. Граждане, которые ухудшили свои жилищные условия вследствие обмена, продажи или другого отчуждения занимаемого ими жилья, преднамеренного его повреждения или разрушения, не принимаются на учет для улучшения жилищных условий в течение пяти лет после такого ухудшения жилищных условий.
5. Социальный уровень граждан, принятых на учет для обеспечения жильем за счет государства, пересматривается через три года со времени их постановки на учет. В случае получения на момент пересмотра доходов, превышающих социальный уровень, эти граждане принимаются на учет как такие, которые имеют право на получение льготных кредитов.
Датой взятия на учет для получения кредита в этом случае считается дата зачисления на учет по социальному уровню.
Статья 17. Снятие граждан Украины с учета для улучшения жилищных условий
1. Граждане Украины снимаются с учета для улучшения жилищных условий в случае:
1) улучшения жилищных условий, вследствие чего отпала потребность в получении другого жилья;
2) отъезда на постоянное местожительство в другой населенный пункт (кроме случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16 этого Кодекса);
3) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением и организацией лица, состоящего на учете для улучшения жилищных условий по месту работы, кроме случаев, предусмотренных этим Кодексом и другими законодательными актами;
4) подачи неправдивых сведений, которые стали основанием для взятия на учет для улучшения жилищных условий, или нарушение действующего законодательства при решении вопроса о взятии на этот учет;
5) искусственного ухудшения жилищных условий вследствие действий, указанных в части 4 статьи 16 этого Кодекса.
2. Снятие с учета для улучшения жилищных условий осуществляется органом, который взял гражданина на учет.
3. Решение о снятии с учета для улучшения жилищных условий по месту жительства и по месту работы принимается в присутствии, как правило, заинтересованного гражданина с указанием оснований снятия с Учета и выдачей ему копии решения в течение 15 дней со дня принятия решения.
Статья 18. Очередность улучшения жилищных условий граждан Украины
1. Предоставление жилья гражданам, состоящим на учете для улучшения жилищных условий, за средства государства (граждане, нуждающиеся в социальной защите) осуществляется в порядке очередности, а предоставление льготных кредитов для строительства или приобретение жилья — с учетом очередности в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
2. Предоставляется вне очереди жилье или кредит:
1) гражданам, жилье которых вследствие стихийного бедствия или другой экстремальной ситуации стало непригодным для проживания;
2) инвалидам войны и приравненным к ним прочим категориям граждан;
3) лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы и отнесенным к I и II категориям;
4) лицам, направленным на работу по государственному распределению иди переведенным на работу из другой местности;
5) лицам, в том числе детям-сиротам, которые возвратились из государственного детского учреждения, от родственников, опекуна или попечителя;
6) гражданам, которые проживали в домах (квартирах) фонда социального назначения и жилье которых подлежит сносу;
7) инвалидам войны, лицам, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты»;
8) в других случаях, предусмотренных законодательством.
3. В первую очередь предоставляется жилье или кредит для строительства или приобретение жилья:
1) участникам боевых действий и лицам, приравненным к ним, участникам войны;
2) инвалидам I и II групп (кроме инвалидов войны);
3) гражданам, которые болеют некоторыми хроническими заболеваниями в тяжелой форме, по перечню, утвержденному центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения;
4) семьям, которые имеют троих и больше детей, а также при рождении близнецов и одиноким матерям и отцам;
5) семьям, которые имеют ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет или инвалида с детства I и ІІ групп;
6) молодим семьям, в которых возраст каждого супруга до 30 Лет;
7) освобожденным в запас или в отставку офицерам и военнослужащим Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований, которые работали по контракту или находились на кадровой военной службе;
8) лицам, награжденным знаком Президента Украины «Герой Украины», Героям Советского. Союза, Героям Социалистического Труда, а так же лицам, которые награждены орденами Славы, Трудовой Славы, «За службу Родине» трех .степеней, четырьмя и больше медалями «За отвагу»;
9) семьям лиц, погибших при выполнении государственных или общественных обязанностей (в том числе при спасении жизни человека) и на производстве;
10) лицам, реабилитированным согласно Закону Украины «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине»;
11) лицам, которые получили на Производстве травму или профессиональное заболевание, в связи с которым не могут проживать в одной комнате, общежитии с другими лицами. Решение о первоочередном предоставлении жилья принимается на основании медицинского заключения;
12) другим категориям граждан, которым это право предоставлено законом.
Статья 19. Норма жилой площади и размер жилого помещения, предоставляемого гражданам в государственном и коммунальном жилищном фондах
1. Норма общей площади для граждан, нуждающихся в социальной защите, устанавливается в размере 21 квадратного метра в расчете на одного человека.
2. Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы общей площади, определяемой Кабинетом Министров Украины и Федерацией профсоюзов Украины в установленном порядке.
Жилое помещение может быть предоставлено с превышением нормы общей площади, если это однокомнатная квартира, и в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 15 этого Кодекса, а также лицам, для которых предусмотрено предоставление дополнительной площади в соответствии с действующим законодательством.
3. Жилье, предоставляемое в аренду в фонде общего назначения или строящееся либо приобретаемое за собственные средства, в площади не ограничивается.
4. Размер предоставляемой общей площади не может быть меньше нормы средней обеспеченности граждан в данном населенном пункте, кроме случаев, когда есть письменное согласие всех взрослых членов семьи на получение жилья меньшей площади, что не дает права снять семью с учета для улучшения жилищных условий.
5. В случае предоставления жилья не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола, старшими девяти лет (кроме супругов).
6. Лицам преклонного возраста, а по заключению лечебно-профилактического учреждения также соответствующим категориям инвалидов и больных жилье предоставляется по их просьбе на нижних этажах или в домах, оборудованных лифтами.
Статья 20. Требования к жилью
1. Жилье, которое предоставляется гражданам или строится, должно соответствовать санитарным и техническим требованиям, определенным строительными нормами, быть благоустроено в соответствии с условиями данного населенного пункта.
2. Садовые и дачные дома, отвечающие требованиям части I этой статьи, представлению их собственников могут переводиться в соответствующую категорию жилищного фонда. Порядок их перевода а жилищный фонд утверждается Кабинетом Министров Украины.
3. В домах, в которых жилье предоставляется инвалидам, или семьям в которых члены семьи инвалиды, вход в дом, ступени в подъезде должны быть приспособлены для передвижения инвалидов на инвалидных колясках, а также оборудованы специальными средствами и приспособлениями, а квартиры — телефонной связью.
Статья 21. Органы, которые предоставляют жилье
1. Жилье в домах коммунального жилищного фонда предоставляется гражданам органом, уполномоченным на это районным, городским, районным в городе, поселковым, сельским советом.
2. Жилье в домах государственного жилищного фонда предоставляется гражданам администрацией предприятия, учреждения, организации вместе с профсоюзами или другой общественной организацией, уполномоченной на это трудовым коллективом.
3. Жилье в домах, относящихся к фонду коллективной собственности, предоставляется гражданам собственниками этого жилья или уполномоченными ими органами вместе с профсоюзами или другой общественной организацией, уполномоченной на это трудовым коллективом.
Глава 2. Строительство и приобретение частного жилья
Статья 22. Срок рассмотрения заявлений граждан о строительстве или приобретений в собственность жилья
Заявления граждан, изъявивших желание построить или приобрести в собственность жилье, которое относится к коммунальной собственности, рассматриваются местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в месячный срок.
Статья 23. Право граждан на получение льготных кредитов и субсидий для строительства или приобретения собственного жилья
1. Очередность предоставления льготных кредитов для строительства или приобретения собственного жилья определяется с учетом времени взятия на учет для улучшения жилищных условий.
2. Размер и условия предоставления льготных кредитов и субсидий для строительства или приобретения собственного жилья конкретным гражданам определяют местные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления в зависимости от материального состояния семьи и продолжительности нахождения семьи на учете для улучшения жилищных условий согласно положению, которое утверждается Кабинетом Министров Украины по согласованию с Федерацией профсоюзов Украины.
3. Предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности могут выделять за счет собственных средств своим работникам льготные кредиты, а также возмещать часть их расходов на строительство или приобретение собственного жилья.
Размер и условия предоставления льготных кредитов и субсидий за счет средств предприятий, учреждений и организаций, а также средств созданных для этого инвестиционных, благотворительных и других фондов определяются этими предприятиями, учреждениями и организациями.
4. Льготные кредиты предоставляются гражданам для строительства или приобретения собственного жилья в пределах нормы, составляющей 21 квадратный метр общей площади в расчете на одного человека и 10,5 квадратных метров на семью;
5. Собственникам жилья, нуждающимся в улучшении жилищных условий и оставляющим этот жилье в своем распоряжении, льготные кредиты для строительства или приобретения другого собственного жилья предоставляются с учетом стоимости жилья, которое находится в их собственности.
6. Граждане могут получать кредиты в коммерческих банках для строительства или приобретения собственного жилья под залог недвижимости (ипотека); а также под гарантии местных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления или под гарантию предприятий, учреждений и Организации;
7. Льготными кредитами для строительства или приобретения собственного жилья каждый гражданин может воспользоваться лишь один раз.
Статья 24. Строительство частных одноквартирных домов усадебного типа
1. Строительство частных одноквартирных домов усадебного типа осуществляется гражданами согласно действующим государственным строительным нормам и стандартам и действующему законодательству.
2. Граждане Украины имеют право на строительство частных одноквартирных домов усадебного типа независимо от наличия у них жилья, в том числе в других населенных пунктах.
Статья 25. Строительство многоквартирных домов
Строительство (реконструкция), принятие в эксплуатацию многоквартирных жилых домов осуществляется в соответствии с разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией, государственными строительными нормами и стандартами и местными правилами застройки населенных пунктов.
Статья 26. Деятельность созданных жилищно-строительных (жилищных) кооперативов и молодежных жилищных комплексов
Созданные до введения в действие этого Кодекса жилищно-строительные (жилищные) кооперативы и молодежные жилищные комплексы осуществляют свою деятельность в соответствии с утвержденными учредительными собраниями уставами.
Реорганизация жилищно-строительных (жилищных) кооперативов и молодежных жилищных комплексов в объединения (товарищества) совладельцев многоквартирных домов осуществляется на условиях, определенных в статье 101 этого Кодекса.
Статья 27. Право граждан Украины на приватизацию государственного и коммунального жилья
1. Граждане Украины, которые пользуются жильем в государственном и коммунальном жилищном фонде на условиях договора найма, имеют право на приватизацию занимаемого жилья в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Украины «О Приватизации государственного жилого фонда».
2. Жилье фонда социального назначения приватизации не подлежит.
3. Граждане, которые имеют жилье в собственности, в случае получения государственного или коммунального жилья на всех членов семьи в пределах нормы обязаны передать безвозмездно собственное жилье органу, осуществляющему улучшение жилищных условий. Полученное на этих условиях жилье может быть объектом приватизации. Порядок передачи определяется Кабинетом Министров Украины.
4. Граждане, имеющие собственное жилье, право собственности на которое получено на законных основаниях, имеют право передать его безвозмездно местному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления, а также предприятиям, учреждениям и организациям по их согласию. У таких граждан сохраняется право владения и пользования жильем на условиях договора найма или аренды.
РАЗДЕЛ ІІІ
ПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛЬЕМ
Глава 1. Жилищный фонд социального назначения

Статья 28. Порядок формирования жилищного фонда социального назначения
1. Жилищный фонд социального назначения формируется путем:
1) нового строительства жилья;
2) реконструкции существующих общежитии и жилых домов;
3) перевода жилья из фондов общего и специального назначения в этот фонд;
4) передачи в государственную и коммунальную собственность жилья, изъятого на основании судебных решений, добровольного дарения или признанного в установленном порядке бесхозным;
5) приобретения жилья на рынке. 2. Источниками финансирования строительства нового и реконструкции существующего жилищного фонда социального назначения являются средства:
1) государственного, республиканского Автономной Республики Крым и местных бюджетов;
2) предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;
3) частных лиц;
4) благотворительных фондов.
3. Если предприятия общей собственности или физические лица направляют средства на строительство, реконструкцию или содержание жилья социального назначения, им предоставляются льготы по налогообложению их доходов и получению права на льготные кредиты.
4. Перевод жилья из фонда социального назначения в фонд общего назначения допускается лишь при условии отсутствия в местном органе исполнительной власти или органе местного самоуправления на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и социальной защите.
Статья 29. Порядок предоставления жилья из фонда социального назначения
1. Категория граждан, пользующаяся правом на получение жилищных помещений в фонде социального назначения, определяется в порядке установленном Кабинетом Министров Украины.
2. Предоставление гражданам жилья из фонда социального назначения осуществляется на основании общего решения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления и региональных профсоюзных объединений, а также договора аренды, заключенного с соответствующим собственником этого жилья или, уполномоченным им органом и гражданином.
3. Основанием для заселения жилья в фонде социального назначения является договор аренды этого жилья.
Статья 30. Договор аренды жилья в фонде социального назначения.
1. Договор аренды жилья в фонде социального назначения заключается в письменной форме между собственником этого жилья или уполномоченным им органом и арендатором.
2. Типовой договор аренды жилья в фонде социального назначения утверждается в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.
Статья 31. Пользование жильем в фонде социального назначения
1. Жилье в фонде социального назначения используется лишь по назначению в соответствии с Правилами пользования помещениями жилых домов и придомовыми территориями и их содержания.
2. Передача жилья в фонде социального назначения в субаренду не допускается.
3. Арендатор жилья в фонде социального назначения имеет право по письменному согласию совершеннолетних членов семьи/включая временно отсутствующих, провести обмен занимаемого жилья с другим арендатором жилья фонда социального назначения по согласию собственника этого жилья.
4. Жилье фонда социального назначения не подлежит приватизации, продаже иди выкупу.
Плата за аренду жилья и коммунальные услуги в фонде социального назначения
Размер платы за аренду жилья и коммунальные услуги в фонде социального назначения устанавливается дифференцирование, исходя из уровня дохода на одного члена семьи органами местной исполнительной власти.
Статья 32. Плата за аренду жилья и коммунальные услуги в фонде социального назначения
Размер платы за аренду, жилья и коммунальные услуги в фонде социального назначения устанавливается дифференцирование», исходя из уровня дохода на одного члена семьи органами местной исполнительной власти.
Глава 2. Порядок предоставления жилья в фонде общего назначения. Наем, аренда и бронирование жилья

Статья 33. Определение понятия жилищного фонда общего назначения
Жилищный фонд общего назначения — это совокупность жилья в жилищном фонде государственной, коммунальной, частной и коллективной собственности, предназначенного для постоянного проживания граждан на условиях договора найма или аренды.
Статья 34. Порядок формирования жилищного фонда общего назначения
1. Жилищный фонд общего назначения формируется путем:
1) нового строительства жилья;
2) реконструкции существующего жилья и нежилого фонда;
3) перевода жилья из фондов социального и специального назначения в этот фонд;
4) передачи в государственную и коммунальную собственность жилья, изъятого на основании судебных решений;
5) использования имеющего жилищного фонда.
2. Источниками финансирования строительства нового и реконструкции существующего жилищного фонда общего назначения являются средства:
1) предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;
2) частных лиц;
3) государственного, республиканского Автономной Республики Крым и местных бюджетов.
Статья 35. Наем, аренда жилья
Наем, аренда жилья — это право гражданина на пользование жильем, предоставленное или предоставляется ему собственником жилья или уполномоченным им органом (нанимателем, арендодателем) на условиях договора найма или аренды.
Статья 36. Договор найма, аренды жилья
1. Договор найма жилья — это договор, по которому наймодатель предоставил, до принятия этого Кодекса, нанимателю и членам его семьи жилье, в бессрочное владение и пользование для постоянного проживания.
Договор аренды жилья — это договор, по которому арендодатель предоставляет арендатору жилье во владение и пользование на согласованный между сторонами срок за плату.
2. В договор аренды жилья включаются члены семьи арендатора, которые будут проживать вместе с ним.
3. По истечении срока действия договор аренды жилья может быть продлен, а в случае прекращения действия договора найма, аренды жилье в месячный срок возвращается арендодателю.
4. Если на день окончания срока действия договора аренды жилья от сторон договора или одной из них не поступило предложений по его прекращению, действие договора считается продленным на тот же срок и на условиях, определенных предыдущим договором. По истечении срока аренды жилья при отсутствии письменного уведомления арендатора о прекращении его действия арендатор имеет преимущественное право на его продление на новый срок.
5. В договоре найма, аренды жилья определяются права и обязанности сторон и членов семьи нанимателя, арендатора, включенных в договор найма, аренды, и условия владения и пользования предоставленным жильем, а в договоре аренды — срок действия договора. Обязанности по техническому обслуживанию и ремонту нанимаемого, арендованного жилья и санитарному обслуживанию вспомогательных помещений дома и придомовой территории возлагаются на наймодателя, арендодателя, если другое не предусмотрено договором найма, аренды.
6. Договор найма, аренды жилья заключается в письменной форме. Несоблюдение этого требования является основанием для признания договора недействительным.
7. Типовой договор найма и аренды жилья утверждается в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.
Статья 37. Обязанности и права наймодателя, арендодателя
1. Наймодатель, арендодатель обязан содержать жилье в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасные условия проживания в нем, а также предоставлять жилищно-коммунальные и прочие услуги и упорядочивать придомовую территорию в соответствии с установленными нормами.
В случае несвоевременного выполнения работ, связанных с содержанием жилья или оказанием жилищно-коммунальных услуг не в полном объеме, наймодатель, арендодатель должен уменьшить размер платы за пользование жильем и коммунальные услуги с учетом существующих неудобств и возместить причиненные наймодателю, арендатору убытки в соответствии с договором.
Наймодатель, арендодатель несет материальную ответственность перед нанимателем, арендатором за невыполнение в предусмотренные сроки работ по содержанию жилого дома и придомовой территории и предоставление жилищно-коммунальных услуг в Порядке, предусмотренном договором найма, аренды.
2. Наймодатель, арендодатель имеет право входить в занимаемое арендатором жилье для осмотра элементов жилого дома и его оснащения, проведения необходимого ремонта после письменного предупреждения наймодателя, арендатора, а в случае возникновения аварийной ситуации — в порядке, предусмотренном Правилами пользования помещениями жилых домов и придомовыми территориями и их содержание.
3. Наймодатель, арендодатель может реконструировать принадлежащее ему жилье и обязан осуществлять все работы, связанные со Сносом непригодного для проживания дома, а также может давать согласие нанимателю, передачу арендатору на сдачу в поднаем, субаренду предоставленного ему в аренду жилья.
Статья 38. Обязанности и права наймодателя, арендатора
1. Наймодатель, арендатор обязан пользоваться жильем в соответствий с его назначением, в установленные сроки вносить квартирную плату, плату за аренду жилья и плату за предоставленные коммунальные услуги и выполнять другие условия договора найма, аренды жилья.
Если наймодатель, арендатор, несмотря на письменное предупреждение наймодателя, арендодателя (уполномоченного им лица), использует нанимаемое, арендованное жилье не по назначению и с нарушением условий договора, Наймодатель, арендодатель имеет право требовать в судебном порядке расторжения договора найма, аренды жилья и возмещения причиненных ему убытков.
2. В случае проведения ремонта и реконструкции жилого дома, в котором размещено нанимаемое, арендованное жилье, наймодатель, арендатор и члены его семьи имеют право получить другое жилье согласно статьям 63 и 64 этого Кодекса, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
3. Наниматель, арендатор имеет право передать свои обязанности и права по владению и пользованию нанимаемым, арендованным жильем совершеннолетнему члену семьи, включенному в договор найма, аренды жилья, по согласию остальных совершеннолетних членов семьи. В таком случае заключается новый договор найма, аренды жилья.
4. В случае смерти или признания нанимателя, арендатора недееспособным его обязанности и права переходят по согласию членов семьи к одному из включенных в договор найма, аренды совершеннолетних членов этой семьи. Преимущественное право при этом предоставляется одному из супругов, а в случае отказа жены (мужа) от переоформления на ее (него) обязанностей и прав наймодателя, арендатора — совершеннолетним детям (в том числе усыновленным) в порядке старшинства, отцу (матери).
Если наниматель, арендатор одинок, в случае его смерти действие договора найма, аренды жилья прекращается.
5. Наниматель, арендатор по согласию совершеннолетних членов семьи, включенных в договор найма, аренды жилья, имеет право расторгнуть договор, предупредив об этом наймодателя, арендодателя. Наймодатель, арендатор обязан вернуть наймодателю, арендодателю жилье в соответствии с Правилами пользования помещениями жилых домов и придомовыми территориями и их содержания.
Если наниматель, арендатор разрывает договор найма, аренды жилья без согласия совершеннолетних членов семьи, права и обязанности наймодателя, арендатора переходят к одному из членов семьи, включенных в договор найма, аренды. В таком случае передача обязанностей и прав по владению и пользованию нанимаемым, арендованным жильем осуществляется в порядке, предусмотренном частями 3 и 4 этой статьи.
6. По согласию наймодателя, арендодателя наниматель, арендатор имеет право передать предоставленное ему в наем жилье в поднаем, а переданное в аренду жилье — в субаренду.
7. Наниматель, арендатор и члены его семьи обязаны обеспечивать сохранность занимаемого ими жилья, бережно относиться к элементам дома и объектам (обустройства), выполнять Правила пользования помещениями жилых, домов и придомовыми территориями и их содержания, Правила пожарной безопасности, соблюдать чистоту и порядок в подъездах дома, кабинах лифтов, на лестничных клетках и в прочих вспомогательных помещениях дома.
8. Наймодатель, арендатор на условиях и в порядке, определенных Правилами пользования помещениями жилых домов и придомовыми территориями и их содержания, договором найма, аренды жилья, должен за свой счет осуществлять обслуживание занимаемого жилья.
Статья 39. Условия, при которых предоставление жилья в аренду в государственном и коммунальном жилищном фонде не допускается
Предоставление жилья в аренду в государственном и коммунальном жилищном фонде не допускается, если:
1) вследствие вселения арендатора и членов его семьи, включенных в договор аренды, размер жилой площади, который будет приходиться на каждое лицо, проживающее вместе с арендатором, будет меньшим установленного среднего уровня обеспеченности граждан жильем в данном населенном пункте, кроме случаев, когда есть письменное согласие всех взрослых членов семьи на получение жилья меньшего размера;
2) в одноквартирный дом или квартиру, где проживают два или больше наймодателя, арендатора, вселяется лицо с тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень, который утверждается центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Статья 40. Обязательность договора найма, аренды в случае изменения собственника жилья
Если жилье переходит в собственность другого наймодателя, арендодателя, для нового собственника является обязательным заключенный прежним собственником договор найма, аренды жилья. Договор найма или аренды жилья может быть изменен только в порядке, предусмотренном этим Кодексом.
Статья 41. Семья нанимателя, арендатора, обязанности и права членов семьи
1. Семья нанимателя, арендатора — это лицо или лица, которые проживают вместе, связанные родственными, брачными или другими связями и ведут общий бюджет.
2. Члены семьи нанимателя или арендатора, включенные в договор найма, аренды, которые
проживают вместе с ним, имеют такие же права и обязанности, как и наниматель или арендатор. Совершеннолетние члены семьи нанимателя, арендатора несут одинаковую с нанимателем, арендатором ответственность по обязательствам договора найма, аренды жилья.
Статья 42. Право нанимателя, арендатора на вселение в жилье членов семьи и других лиц
1. Вселение в нанимаемое, арендованное жилье членов семьи нанимателя, арендатора, не включенных в договор найма, аренды жилья, осуществляется по согласию наймодателя, арендодателя и остальных совершеннолетних членов семьи, проживающих вместе с ним, с внесением соответствующих изменений в договор.
2. На вселение несовершеннолетних детей в занимаемое родителями жилье и включение их в договор найма, аренды согласия наймодателя, арендодателя, нанимателя, арендатора и остальных совершеннолетних членов семьи, которые проживают вместе с нанимателем, арендатором, не требуется.
Лица, которые вселились в жилье как члены семьи нанимателя, арендатора, приобретают равные с остальными членами семьи права на пользование жильем, если во время вселения между этими лицами, нанимателем, арендатором и членами его семьи, проживающими вместе с ним, не было заключено другого письменного соглашения о порядке пользования жильем.
3. На вселение других лиц, кроме указанных в части 1 этой статьи, в нанимаемое, арендованное жилье необходимо письменное согласие наймодателя, арендодателя, нанимателя, арендатора, а также всех совершенноле