В судебной практике часто встречаются споры между предпринимателями и работниками. Около 30% таких дел касаются недостач, хищений и растрат, выявленных в результате проведения ревизии.

Юристы обращают внимание, что привлечь к ответственности недобросовестного сотрудника удастся только при правильном оформлении итогов проверки и грамотном построении системы учета.

Какие правила необходимо соблюдать?

Владельцам точки розничной торговли следует руководствоваться следующими предписаниями:

Законное оформление работника;
Взыскать убытки предприниматель вправе только с сотрудника, привлекаемого к труду на основании договора. Если недостача образовалась вследствие некачественного исполнения обязанностей, ее вычитают из заработной платы. Удержание производится с учетом правил, предусмотренных ТК РФ. Работодатель не вправе требовать с сотрудника суммы, превышающие среднюю оплату труда за месяц. В случае причинения имущественного вреда противоправными действиями, компенсация взыскивается в полном объеме. Такие требования предъявляются в рамках уголовного дела. Лица, работающие с предпринимателем на основании гражданско-правового договора, возмещают 100 % убытков.

Установление материальной ответственности;
Предъявить требования к продавцу или администратору торговой точки бизнесмен сможет при условии заключения специального договора и издания приказа. В документах устанавливается объем и тип ответственности, оговариваются случаи освобождения от нее.

Постановка учета товара;
Основой грамотного проведения ревизий является профессиональное оформление движения ценностей. Приемка товара на склад магазинов осуществляется только ответственным сотрудником с составлением соответствующих актов. К каждой партии прилагается накладная, по которой производится сверка по количеству и качеству. Незатаренная продукция, а также имущество со вскрытой упаковкой подлежит взвешиванию или пересчету.

В акте обязательно фиксируются все недостатки товаров, наличие излишков или недостачи. Кроме того, в документ вносятся данные о разбитой или испорченной в процессе транспортировки продукции.

В ходе торговли нередко происходит порча имущества. Такие факты должны быть отражены в учете. При обнаружении данного рода убытков продавец немедленно извещает работодателя, обеспечивает сохранность поврежденного товара. По прибытии представителя предпринимателя проводится осмотр, контрольное взвешивание, выясняются причины порчи. Все данные вносятся в протокол или акт, а затем учитываются при списании. Не стоит владельцу торговой точки забывать и о естественной убыли.

Постановка учета денежных средств.
Все операции с наличностью, производимые работниками торговой точки, должны фиксироваться документально. Выручка приходуется по каждой операции с применением специальных средств (как правило, ККТ). Предоставление продавцам разменной монеты отражается приходным ордером или иной бумагой, составленной с учетом правил о первичной отчетности. Выдача денег из кассы допускается только уполномоченным лицам (например, инкассаторам).

Каков порядок проведения ревизии?

О предстоящем контрольном мероприятии работники извещаются заблаговременно. Такое условие дает возможность сотрудникам устранить некоторые нарушения, подготовить товар к пересчету, известить постоянных покупателей о временном прекращении торговли. С момента начала ревизии обслуживание посетителей полностью останавливается, помещение закрывается, а с каждого участника берется расписка об отсутствии особых заявлений. Председателем комиссии разъясняется план проверки и ее задачи, затем проводится распределение функций.

Пересчет и взвешивание продукции, имеющейся на складе и витринах торговой точки, осуществляется совместно (не менее 3 членов комиссии). Функция фактического определения количественных показателей ложится сразу на двух человек. Один сообщает первичные результаты, второй проводит проверку достоверности подсчета. Данные по каждому товару вносятся в специальный реестр. Приостановка процедуры допускается только в строго определенных случаях (окончание рабочего дня, перерыв для принятия пищи). При этом помещение опечатывается, а в описи проставляется соответствующая пометка.

После установления точных данных о товаре, проводится оценка денежных средств, присутствующих в кассе магазина. Далее анализу подлежит документация. Специалисты должны проверить наличие накладных, актов о списании, оприходовании разменной монеты, соблюдение правил фиксации передачи выручки.

После завершения процедуры все составленные документы подписываются и передаются профессиональному бухгалтеру. Копии вручаются материально ответственным лицам. Подведение итогов ревизии осуществляется в течение 1-2 рабочих дней. Наличие расхождений, не превышающих 2%, считается нормальным. Если же недостача оказалась значительной, предприниматель вправе предъявить требования к работникам.

Юристы напоминают, что установление факта излишков также является нарушением. Это может свидетельствовать о сбыте персоналом продукции, не отраженной в накладных, пересортице, несоблюдении правил учета и прочих проступках.

Автор статьи: Гордеева Елена Александровна
http://vbiznese.org/finansy/buhgalteria/kak-pravilno-provesti-reviziju-torgovoj-tochki.html