С этого года россиянам придется уведомлять отечественных налоговиков о движении средств на своих зарубежных счетах. Скорее всего, эта новация коснется даже тех, кто не считает себя налоговым резидентом России. И даст им понять – не зря они уехали.
Предыстория вопроса такова. Летом депутаты Госдумы рассматривали поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле». И среди прочего без серьезного обсуждения из отдельных параграфов этого закона исчезло уточнение, что поправки касаются юридических лиц. Именно так на физических лиц было распространено требование по той же схеме, что и фирмы, уведомлять раз в квартал налоговую о движении средств на своих зарубежных счетах.
В соответствии с правилами, опубликованными на сайте Налоговой службы, «резиденты ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала», должны представить в налоговый орган по месту своего учета «отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала».
Речь, разумеется, не идет о предоставлении документов на языке или по стандартам отчетности той страны, законами которой руководствуется банк, где у россиянина открыт счет. В правилах уточняется, что «подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства РФ». Необходим и их перевод, «нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства РФ». Иначе говоря, бумаги, переведенные зарубежными переводчиками и заверенные иностранными нотариусами, могут и не принять.
Для начала стоит подумать о том, что это означает для тех, на кого распространяется действие закона? Им придется четыре раза в год самим приезжать в Россию или же, благодаря требованию о нотариальном заверении, отправлять документы нотариусу или какому-то доверенному лицу, а затем пересылать их в налоговую. И со всеми операциями надо уложиться в один месяц. Причем все это будет возможно в случае, если владелец счета сможет объяснить служащим иностранного банка, как подготовить документы по российскому стандарту, а они, в свою очередь, согласятся это сделать.
Главный же вопрос – на кого распространяется требование предоставлять отчетность. Многие ошибочно считают, что речь идет только о налоговых резидентах РФ. То есть тех, кто проживал на территории России 183 дня и более в истекшем году. Однако в России существует два толкования понятия резидентства. Второе содержится как раз в законе «О валютном регулировании». В соответствии с ним любой гражданин РФ, приехавший на родину, является для ее властей «резидентом».
Сами налоговики традиционно придерживались своего толкования. У них были из-за этого в прошлом многочисленные споры, например, с таможенниками. Однако станут ли в данном случае налоговики работать «по-своему»? Это будет понятно через три месяца – в апреле 2015 года, когда должны быть поданы первые отчеты. Но уже сейчас ходят слухи, что в будущем году представление о резиденте как человеке, прожившем в России 183 дня и более, исчезнет из российского законодательства. Так что спорить станет не о чем.
Есть, разумеется, надежда, что законодатели одумаются. В Госдуме продолжается обсуждение этой темы, и некоторые депутаты допускают, что для физических лиц будет введен отдельный порядок уведомления – более щадящий. Но обсуждать это будут не ранее следующего года. Так что закон вступит в силу в его нынешнем виде и надеяться на поблажки к первому отчетному периоду явно не стоит.
Зато можно быть уверенным, что в 2015 году законодатели утвердят наказание за несоблюдение этого пункта закона. Наказание за непредоставление отчетности уже обсуждают в Госдуме. Как и в случае с так называемым законом «о втором гражданстве», речь идет о строгих мерах, вплоть до уголовных. Судя по всему, уже не получится отделаться штрафом в полторы тысячи рублей, который сейчас грозит тем, кто вовремя не уведомил налоговые органы об открытии (или закрытии) счета в зарубежном банке. С учетом того, что обсуждается возможность сделать срок давности по налоговым преступлениям не три, а десять лет, – нарушать закон может оказаться весьма накладно.
Тем не менее, нет сомнений, что многие его все же нарушат. Кто-то (и таких будет большинство) просто по незнанию, поскольку не следят внимательно за новостями из России, проживая за рубежом. Другие сделают это сознательно, поскольку считают слишком затратным и малоприятным процесс уведомления налоговой службы о движении по своим зарубежным счетам. Тем более что российское законодательство уже сегодня требует, чтобы любые платежи из-за границы приходили гражданину на его счет в отечественном банке, и лишь затем отправлялись за границу – на его иностранный счет. Это весьма удорожает перевод даже больших средств и делает попросту бессмысленной пересылку малых сумм, потому что банковские проценты и разница курсов валют просто «съедают» их.
Какие лазейки, по мнению экспертов, могут использовать россияне, оказавшиеся в такой ситуации? Первая, самая простая – не уведомлять налоговую о наличии счета за рубежом вовсе. Теоретически российским налоговикам проблематично выяснить, есть ли у гражданина счет в зарубежном банке, если он сам об этом их не уведомил. Многие владельцы зарубежных счетов уведомляли о них отечественных налоговиков не из уважения к законам, а потому что без этого российские банки не переводят деньги граждан из РФ на их личные счета за границей. Впрочем, уведомление не требуется в случае, если переводятся деньги не самому себе, а кому-то еще. Включая супруга или ребенка.
Зато такие операции не так сложно отследить, потому что почти все они подпадают под действие все того же закона «О валютном контроле», и банки уведомляют о них государство. Ну а в случае, если налоговая служба заподозрит, что у вас есть скрытый счет за рубежом, она может направить в этот банк запрос. Теоретически отвечать он не обязан, но если запрос будет сделан не напрямую, а через «компетентные органы» страны, где открыт счет, то банк, скорее всего, предоставит российским налоговикам необходимые им данные. И тогда наказания не избежать.
Оно, как мы помним, может оказаться и уголовным, если такое решение депутаты Госдумы примут в 2015 году. Впрочем, не для всех. Несовершеннолетние дети, как говорят эксперты, могут открывать счета во многих зарубежных странах. Если им нет 14 лет, то наказание не может оказаться уголовным по российскому законодательству. И тогда родители нарушителя отделаются, вероятно, только штрафом.
Наконец, многие россияне наверняка предпочтут попросту закрыть свои личные счета и попробовать, например, открыть их на фирмы. Если это искушенные бизнесмены, и они располагают длинной цепочкой офшорных компаний, то их вряд ли реально будет вычислить российским налоговикам. Кстати, иностранное юридическое лицо, среди учредителей которого есть россияне, может в РФ также быть признано резидентом. Такие прецеденты уже есть.
Так что вступающие в силу поправки в закон «О валютном регулировании» – это явно еще один шаг к «закрытию» страны и «отрезанию» от родины тех граждан России, которые постоянно проживают за рубежом. Представляется, что шаг этот явно неразумный, поскольку однозначно является политическим решением, практическую пользу для бюджета страны он вряд ли принесет, зато основательно навредит миллионам сограждан и настроит их против родной страны, из которой они уехали по самым разным причинам. Кто-то, разумеется, с мыслью о прощании навсегда, но многие ведь просто уезжают на заработки в другую страну. Однако российские власти, видимо, считают, что жить и трудиться всем рожденным в России надо дома.
Иван ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, Елена ЗЕМСКОВА.
ИА «Росбалт»
http://www.zagranitsa.info/article.php?new=618&idart=61804