Кажется невероятным в нашем неустроенном быту, что где-то еще издаются книги, посвященные истории одного только крошечного предмета для рукоделия — наперстка. В известной мне зарубежной библиографии значатся десятки наименований статей, великолепно иллюстрированных изображениями наперстков всех времен и народов. Лишь русский наперсток занимает там скромное место, потому как не сохранили его ни наши музеи, ни наши коллекционеры.
    Голландцы, например, не поленились сочинить и написать красивую легенду о золотых дел мастере Амстердама Николя Беншотене (Бентотоне), который в середине XVII века смастерил для любимой девушки золотой колпачок с насеченными на нем отметинами. Может, это и было на самом деле, только первый наперсток для шитья появился в Китае в эпоху династии Хань, то есть более двух тысяч лет тому назад, когда были установлены торговые и культурные связи с государствами Средней Азии и Индией. До сих пор в этих странах, а также в Испании находят наперстки, датируемые XI-XV столетиями. Такие вещицы поступают в частные коллекции и музеи Запада, свободно продаются на "заморском" антикварном рынке. На территории России наперстки восточного происхождения, датируемые XIII-XIV веками, обнаруживают на Кавказе [1].http://uploads.ru/t/X/M/K/XMKOL.jpg

    Так случилось, что я стала почетным членом Лондонского общества любителей наперстка и успела получить премию за рассказ о мемориальном наперстке московско-липецко-тамбовской поэтессы Майи Румянцевой. И захотелось мне восполнить пробелы отечественной и западной литературы в истории русского наперстка, назвать имена наших мастеров золотых и серебряных дел, "работавших" чудесные безделицы, не уступавшие по красоте другим изделиям ювелирного искусства. Пришлось пролистать сотни книг, ознакомиться с десятками архивных дел, прежде чем "оживить" историю возникновения и бытования наперстка на Руси.
    Первое письменное упоминание о наперстке мы находим в приходно-расходной книге Иверского Валдайского монастыря за 1669 год, когда было куплено в монастырь 40 наперстков и 300 швейных игл [2].
    Любопытно, что первоначально русичи называли наперстками свинцовые кистеньки-перстянки для утяжеления руки в кулачном бою. Затем так именовалось защитное кольцо, надеваемое на большой палец правой руки при стрельбе из лука (знаем мы об этом из материалов русского посольства во главе с Н.Спафарием в Китай).
    В 1704 году слово "наперсток" впервые включается Федором Поликарповым в трехъязычный "Лексикон". В первой четверти XVIII века наперсток уже появляется в виде навинчивающейся части серебряного золоченого швейного прибора русской работы, гравированного волнообразным орнаментом [3]. Вот и первая западная "ласточка": "...привезено ... из Риги сухим путем по выписи Рижской Российской таможни ... семь дюжин наперстков" [4] (1746). Конечно, фабричной работы, где их производство было налажено уже в XVII веке (механическим способом).
    В 1772 году наперстки числятся среди предметов, подлежащих оплате санкт-петербургскому купцу Андреасу Сендлеру [5]. Из документов царского камердинера мы узнаем, что делаются они из томпака (сплава меди с цинком) и стоят в 1775 году четыре копейки каждый [6]. Наперсток становится модным и включается вместе с ножницами и игольником в содержимое сумочки-прибора "шателена", как правило, сделанного из драгоценных металлов и украшающего бальные платья российских аристократок.
http://uploads.ru/t/6/F/c/6Fc0e.jpg

К началу XIX века наперстки имели широкое хождение в русском быту, являясь неизменным атрибутом монастырских и царицыных мастерских и значимой деталью костюма. Наперстки "работают" золотых и серебряных дел мастера в Москве, Санкт-Петербурге, Устюге Великом. Их изготавливают "простыми" и из драгоценных металлов, украшают чернью, перегородчатой эмалью, аметистом, сердоликом...
    Назовем ставшие известными нам имена мастеров серебряного дела, изготовлявших наперстки: В Великом Устюге — Василий Романов, Илья Минеев, Николай Мотохов, Михаил Кошков; В Санкт-Петербурге — Андрей Астраханцев, Лев Булатов, Захар Волков, Василий Григорьев, Андрей Гудендарев, Иван Черкасов, Мирон Яковлев (русский серебряный цех) и Иоган Ропайн с учеником Карлом Тонсоном, Иван Берквист, Роберт Круг, Генрих Рюссель (иностранный цех) [7].
    Изготовлялись наперстки из драгметаллов и во Владикавказе. К сожалению, мне не известны имена владикавказских "наперсточников", а есть только фамилия скупщиков — "Наследники Запаловы" (они имели во Владикавказе мастерскую золотого, серебряного и ювелирного дела). Они-то впервые и представили шесть наперстков на Казанскую ремесленную выставку 1890 года по цене 80 копеек каждый. "Работы выполнены в кавказском стиле", — сообщалось в указателе выставки.
    Впрочем, наперстки в "кавказском стиле" изготовлялись и русскими мастерами, например в Санкт-Петербурге, на них даже ставилась надпись "Кавказ".
    С "белым пятном" в истории русского ювелирного наперстка мы встретились, как ни странно, в деятельности известной ювелирной фирмы К. Фаберже. Лишь в 1993 году появилось первое сообщение о трех наперстках фирмы, а в 1995-м — о наперстке мастера Г. Вигстрёма [8]. В начале XX века фирма изготовила "коммодик", парный к английскому несессеру второй четверти XVIII века, в состав которого входили ножницы, ножик, игольник и предметы личного туалета. Но наперсток среди них назван не был. (Можно только предположить, что наперсток был частью игольника.)
    В советское время, особенно вначале, наперстки изготовлялись по дореволюционным образцам.
    Золотые и серебряные наперстки русской работы, в том числе советские, несомненно, такое же произведение ювелирного искусства, как и часто упоминаемые в литературе ювелирные пуговицы, запонки, женские украшения. Не только пользование, но и рассматривание ювелирных наперстков доставляет истинное наслаждение. Остается лишь сожалеть, что даже особые ("золотые") кладовые наших известных музеев, за небольшим исключением, не могут похвастаться такими экспонатами. Наперстки не стоят под увеличительным стеклом в витринах отечественных музеев.
    Давайте разглядим наперсток через символическое увеличительное стекло. Он состоит из трех частей: Основание, тулово, вершина, на которой размещаются лунки (ямки), их форма и расположение всегда различны, отчего лунки становятся элементом украшения.
    Декоративной деталью являются и надписи на наперстках, например уже упоминавшаяся "Кавказ" или более поздняя — "Ленинград", надпись латиницей "jesuita" на найденном в Вологде бронзовом наперстке. Не украшали наперстки лишь "чисто советские" надписи: "4к.", "3к.", "2 сорт" и им подобные.
    В России, на удивление, не получили распространения рекламные надписи и эмблемы на наперстках, очень редки и монограммы на них. Нам известен наперсток с монограммой няни народного артиста Карельской АССР композитора П.Б.Козинского — Англиной (урожд. Шаховской) Евгении Захаровны.
    Известны также мемориальные наперстки русских поэтесс А.Ахматовой и М.Румянцевой, жены основателя советского общества Красного Креста и Красного Полумесяца Л.Х.Попова — М.И.Безпаловой-Поповой, жены главного режиссера Московского областного кукольного театра Н.Савина — З.А.Савиной. В фонде историко-бытовых коллекций Петропавловской крепости Санкт-Петербурга хранятся наперстки жены декабриста (фамилия, к сожалению, неизвестна) и семьи А.Блока. Как видите, это еще одна увлекательная страница нашей истории, сохранившаяся в наперстках. Сколько "знает" и где только не побывал наперсток, напеример, жены декабриста. И как не похвалить мудрых музейных работников, принявших этот и другие наперстки на хранение! И как тут не вспомнить музеи, которые этого не сделали. Всего, по нашим сведениям, едва ли наберется два десятка русских наперстков в музейных экспозициях и фондах на всю Россию. Это особая кладовая Эрмитажа, Российский этнографический музей и Музей Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, Государственный Исторический музей, Карельский государственный музей, Великоустюжский, Вологодский, Новгородский, Таганрогский и Тульский краеведческие музеи, Херсонесский историко-археологический заповедник (г.Севастополь). Может быть, кого-то забыла? Откликнитесь!
    И последнее. В качестве приза для победителей конкурса среди российских модельеров учрежден "Серебряный наперсток". И хотя это сделано, наверное, не без влияния парижского конкурса кутюрье "Золотой наперсток", радостно, что и у нас "заработает эта идея". Интересно, кто будет мастером призового наперстка?

Примечания
1. Никитина Т. Реставрация и консервация одежды из погребения в Кабардино-Балкарской АССР.//Ежегодник ГИМ за 1961г. М., 1962. С. 167-174. Самый ранний наперсток на исконно русской территории найден в Новгороде (XIVв.).
2. ЛОИИ. Ф. 181. Оп. 2. Д. 53. Л. 52 об.
3. Памятники русской культуры первой четверти XVIIIв. в собрании ГЭ. Л.; М., 1966. С. 201.
4. РГАДА. Ф. 14. Оп. 1. Д. 160. Ч. 1. №1859.
5. Там же. Д. 31. Ч. 1(5). Л. 277 об.
6. Там же. Л. 350 об.
7. РГИА. Ф. 23. Оп. 6. Д. 530.
8. TSL., 1996. Т. 5. Вып. 9.

Автор Елена Сосна
http://www.thimble.h11.ru