Зайдя в супермаркет, торговый центр или магазин, вы не просто окажетесь среди полок, витрин и вешалок с товарами — вы окунетесь в специфический мир, который заставляет забыть о происходящем снаружи. Здесь всегда ощущение праздника, все играет яркими красками, каждая деталь направлена на привлечение внимания клиентов, помогает им расслабиться и почувствовать себя частью бесконечного веселья. Одним из важнейших компонентов создания правильной атмосферы, которая призывает покупателей задержаться в магазине подольше и потратить побольше денег, является музыка.

Возможно, вы ее и не заметите — композиции специально подбираются так, чтобы влиять на подсознание покупателей, но не отвлекать их от главной цели. Организация музыкального пространства в магазинах и супермаркетах — это целая бизнес-индустрия, в которую вовлечены крупные компании, занимающиеся исследованием влияния музыки на посетителей торговых точек, предпочтения различных возрастных категорий и другие факторы, которые помогают владельцам магазинов зарабатывать больше денег.

О том, как влияет музыка на продажи, бизнесмены начали задумываться уже давно — в США в середине 20-го века был проведен опрос, который показал, что покупатели с большим удовольствием приходят в магазины, где играет легкая расслабляющая музыка, чем в те, где стоит полная тишина. С тех пор индустрия магазинной музыки развивается стремительно, но не заметно для нас — зачем же покупателям знать, что ими манипулируют с помощью завлекающих звуков.

Компании, поставляющие магазинам музыкальное сопровождение, предоставляют им специальные акустические системы, подбирают музыку, составляют компакт-диски и даже занимаются созданием специализированных треков, рассчитанных на проигрывание в определенных торговых залах.

На сегодняшний день музыкальными менеджерами выработан целый свод правил, которым подчиняется звуковое оформление магазинов и супермаркетов.

Музыка, звучащая в магазине, должна играть достаточно отчетливо, чтобы обволакивать покупателя и увлекать в свой приятный мелодичный мир, но при этом не быть слишком громкой и навязчивой — важно, чтобы посетители могли общаться между собой. Расслабляющий эффект музыки заключается еще и в том, что скрадывает неловкие моменты — например, если покупатель уронил тремпель; музыка позволяет людям обсуждать между собой товар, не боясь быть услышанными продавцом и другими клиентами, что также способствует более вольготному состоянию души.
Быстрая музыка заставляет покупателей двигаться скорее, медленная расслабляет клиентов, и они задерживаются у витрин с товаром подольше. Зная это, менеджеры включают звукозаписи нужного темпа зависимо от того, какая скорость прохождения необходима им на данном участке торговой зоны или в определенное время. Например, администратор зала в семейных заведениях быстрого питания наблюдает за количеством посетителей и ставит соответствующую музыку. Если посетителей много, звучат энергичные мелодии, подгоняющие клиентов поскорее доедать и уступать место новым людям. Если же народу мало, ставится медленная музыка — тогда посетители засиживаются подольше и зачастую берут дополнительные порции. Исходя из этого же правила быстрая музыка звучит в супермаркетах в часы пик, чтобы покупатели быстрее набирали продукты и освобождали дорогу следующим клиентам. В популярных отделах, где всегда происходит большой круговорот народу, — хлебобулочном, молочном, овощном — тоже звучат ритмичные композиции. А вот в магазинах и отделах, где покупателю необходимо время для выбора, играет медленная музыка, призывающая подольше оставаться рядом с косметикой, одеждой и обувью.
При выборе музыки нужно ориентироваться на возраст клиентуры. Если это магазин тинейджерской одежды, то композиции должны быть энергичными, близкими к тем, которые сейчас модны среди молодежи. Если отдел рассчитан на пожилых клиентов, то музыка должна быть подобна той, что звучала в их молодости — медленной, с красивыми гармониями, живыми инструментами. Конечно, редко бывает такое четкое возрастное разделение клиентуры, поэтому в крупных магазинах проводится мониторинг посещения, изучается превалирующая категория покупателей в разное время дня. Например, утром приходит больше пенсионеров, к обеду подтягиваются домохозяйки, а вечером — молодежь. Исходя из этого и подбирается подходящая музыка.
Для успешного продвижения своих товаров с помощью звукового оформления необходимо не только знать музыкальные предпочтения покупателей, но и то, какую музыку не стоит ставить. Так, не нужно включать композиции, которые вызывают у посетителей какие-либо ассоциации — например, грустные песни о любви или о родителях. Услышав такую песню, человек задумается и потеряет покупательский настрой. В эту же категорию попадают и новые хиты популярных исполнителей, которые также отвлекают от покупок. Не годится для магазинов рок, попса, шансон и классика — короче говоря, все узнаваемые стили подпадают под запрет, потому что не существует ни одного чистого музыкального направления, которое бы нравилось всем. Конечно, исключения составляют специализированные магазины — например, в отделе с рокерскими атрибутами просто обязан звучать рок.
В идеале музыка для повышения продаж должна иметь смешанный неопределенный стиль, быть мелодичной, приятной, ненавязчивой и желательно без слов. Для того, чтобы составить правильный сет, крупные магазины нанимают специалистов, проводящих исследования покупательской среды в каждом отдельном случае. Владельцам торговых точек, не имеющих больших средств, можно провести собственный мониторинг.

Для этого нужно подобрать музыку, которая соответствовала бы всем вышеуказанным критериям, и отмечать, при проигрывании каких композиций в какое время увеличивается рост продаж. Найдя самые выгодные песни, получится составить идеальный плейлист, который поможет повысить доходы магазина. Конечно, одни и те же песни не могут крутиться бесконечно — с некоторой периодичностью нужно обновлять фонотеку; неплохо будет также составить несколько плейлистов и запускать их поочередно.

Влияние музыки на продажи невозможно переоценить — мы и сами прекрасно знаем, что многие покупки совершаются нами под влиянием импульсов, настроения. Именно музыка и является тем эмоциональным толчком, заставляющим принять решение в пользу приобретения: человеку так хорошо и приятно в этом сверкающем магазине, наполненном божественными звуками, что он обязан унести с собой его частичку.  И чем больше позитива, ощущения радости и праздника удастся заложить в атмосферу торгового пространства, тем охотнее покупатели будут расставаться с деньгами и приобретать товары, сдобренные приятными воспоминаниями о времени, проведенном у ярких витрин.

http://constructorus.ru/finansy/vliyanie-muzyki-na-prodazhi.html